Воспитатель Павлова Ирина Ивановна МБДОУ "Детский сад № 97" г.Иваново

Исследовательски-творческий проект "Снежинка"

 Проект «Снежинка» 

Выполнила: воспитатель Павлова Ирина Ивановна

Вид проекта: исследовательски-творческий.

Возраст детей: старший возраст

Продолжительность проекта: среднесрочный

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Сроки реализации проекта: два месяца

Актуальность проекта:

Ребята в нашей группе, любят время года зиму. Почему? Вот что ответили ребята:

- «Зимой можно кататься на санках, играть в снежки, на снегу делать ангелов, кататься с горки на ледянках. Можно строить крепости из снега, лепить снежную бабу, в зимнее время года много развлечений.

Зима - самое красивое и сказочное время года. Мы стараемся весь год вести себя хорошо, чтоб под зеленой красавицей найти подарки в волшебную ночь.

А еще зимой можно любоваться на белоснежные хлопья – снежинки.

Интересно, почему снежинки падают только зимой, и почему снег нельзя есть?

И почему под ногами скрипит снег? Можно ли найти две одинаковые снежинки?

У нас очень много вопросов».

Дети дошкольного возраста - исследователи, им все интересно в окружающем мире. Они постоянно стремятся узнать что-то новое, неизведанное для них. Исследовать, познавать и изучать все новое, значит делать шаг в неизведанное. И наша задача помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для саморазвития. Исследование дает ребенку возможность найти ответы на многие вопросы, например, «почему?»«как?». Ребенок, который познает мир, учится быть решительнее. Знания, которые получают дети во время исследования и проведения опытов и экспериментов, запоминаются им надолго. Очень важно чтоб ребенок проводил собственный опыт. У ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается что-то новое- новый продукт.

В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость сравнения и классификации, обобщения, расширяется кругозор ребенка. А также, развивается речь ребенка, потому что ему необходимо давать ответы, делать выводы о проделанной работе.

Данный проект позволяет обогатить, расширить знания детей о таком явлении неживой природы как снежинка. Познакомиться с тем как рождается снежинка. Рассказать, что снежинка рождается в облаках, благодаря витающим в воздухе пылинкам водяные пары в виде крохотных капелек превращаются в снег, пылинки становятся центром кристаллизации снежинки. Поэтому при их таянии образуются капельки воды.

Цель: изучение детьми явления неживой природы – снежинки. 

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Образовательные области в интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

· Систематизировать знания об окружающем мире.

· Познакомить со свойствами и состоянием снега.

· Дать понятие, что такое кристалл.

· Закреплять умение пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла.

· Развивать интерес к явлениям природы, к состоянию воды в природе, наблюдательность.

· Познакомить с многообразием форм снежинок.

· Организовать наблюдения на улице за появлением и исчезновением снежинок, сделать выводы и обобщить результат наблюдений.

· Развивать опытно-экспериментальную деятельность детей.

· Активировать творческое воображение детей.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Речевое развитие:

· Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

· Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

· Развивать у детей речеслуховое внимание, продолжать развивать умение выполнять действия по словесной инструкции.

· Развивать связную, монологическую и диалогическую речи детей.

· Социально-коммуникативное развитие:

· Формировать грамотное поведение детей в природе зимой.

· Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту зимней природы.

· Развивать дружеские взаимоотношения, испытывать радость от совместной деятельности с детьми и взрослыми.

· Совершенствовать умение детей играть вместе, доброжелательно общаясь со сверстниками, передавать эмоциональное состояние в соответствии с ролью.

Художественно-эстетическое развитие:

· Формировать у детей предпосылки к эстетическому восприятию окружающего мира.

· Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через художественно – продуктивную деятельность.

· Формировать у детей умение создавать декоративные композиции.

· Развивать умение детей воплощать задуманное в творческих работах, развивать фантазию, воображение.

· Формировать умение делать снежинку, используя различные материалы и художественные приемы: из спичек, оригами, пластилинография, макаронные изделия.

Физическое развитие:

· Совершенствовать двигательные умения и навыки.

· Формировать умение к коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами.

· Развивать мелкую моторику рук.

Задачи работы с родителями:

· Привлечь родителей к поисково-исследовательской деятельности детей.

· Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

· Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности.

· С помощью родителей совершенствовать уровень поисково-исследовательской деятельности детей.

· Формирование партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

· Сформированные знания о свойствах и состоянии снега.

· Пополнение активного словаря воспитанников.

· Повышение познавательной активности.

· Повышение активности в опытно-экспериментальной деятельности

· Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом.

Для родителей:

· Взаимодействие со своими детьми;

· Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

· Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Для педагогов:

· Создание предметно-развивающей среды по теме проекта;

· Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

· Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции педагога

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задачи.
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
• Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной этап:

Направления по образовательным областям

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

Физическое развитие

Игры на развитие координации слова с движением:

«Снежинки»;

«Снеговик».

Совместная постройка из снега «Снежинка»

Подвижные игры:

«Снежки»;

«Два Мороза».

«Зима».

Игры на развитие дыхания: «Снегопад»;

«Снег идет»

Пальчиковые игры.

«Снег – снежок»;

«Снежинка».

Флэш-моб

«Снежинка»

Социально-коммуникативное развитие

Психологический тренинги:

«Звездочки-снежинки»,

Упражнение «Снежинка»

-Оформление информационного стенда -Привлечение родителей к изготовлению снежинок, для украшения группы

Дидактические игры.

«Сложи снежинку» (из палочек);

«Найди похожие снежинки».

«Снежинки-половинки»

Просмотр мультфильмов:

«Зимняя сказка»

«Первый снег» из серии «Лунтик»

«Откуда берется снег»

Познавательное развитие

Наблюдения во время прогулок.

«Строение снежинок»;

«Наблюдение за снегом в разную погоду»;

«Наблюдение за льдом»

Консультации: «Сказки, придуманные вместе с детьми»,

«Как собрать интересные факты о снежинке»

Беседы.

«Почему хрустит снег?»;

«Многообразие форм снежинок»;

«Для чего нужен снег?»

Исследовательская деятельность.

Проведение опытов со снегом и водой;

Изучение строения снежинок;

«Где быстрее растает снежинка?»;

«Искусственный снег»;

«Снежные цветы (мыльные пузыри на морозе)»

«Выращивание кристаллов соли».

 Чтение художественной литературы.

«Танец снежинок» Б. Заходер;

«Снежинки» С. Козлов;

«Летят снежные пушинки» В. Архангельский;

«Снежинка» К. Бальмонт.

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

Словотворчество:

«Сказки о снежинке».

Рекомендации родителям о прочтении художественных произведений: «Снежная королева» Г.Х. Андерсен

Художественно-эстетическое развитие

 Рассматривание картин на зимнюю тематику,

рассматривание фотографий снежинок

Мастер – класс «Ажурная снежинка» (совместное изготовление снежинок);

Организация выставки работ детей.

Творческая мастерская:

Рисование снежных узоров на манке;

Вырезание снежинок из бумаги;

Снежинки в технике оригами;

Снежинки из макаронных изделий;

Снежинки из спичек;

Снежинки в технике квиллинг.

Создание лэпбука «Снег, снежинки»

Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» (отрывки).

Подведение итогов.

· Дети научились самостоятельно обобщать и воспроизводить знания, полученные в ходе предварительной работы об явлениях окружающего мира;

· сформированы устойчивые знания и интерес к опытно-исследовательской деятельности;

· Дети научились самостоятельно анализировать проблему и реализовывать решение;

· освоение детьми социального опыта совместной деятельности;

· Дети освоили умение аргументировать свой выбор, экспериментировать с объектами неживой природы;

· Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Литература

1. Планета Земля, Издательство: Росмэн - Пресс, 2008 г.

2. Энциклопедия для любознательных "Отчего и почему?», Издательство: Махаон, 2008 г.

3. Что? Где? Почему? Большая иллюстрированная детская энциклопедия, Издательство: АСТАстрель, 2009г.

4. Интернет – ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31 января 2018 в 20:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.