Воспитатель Павлова Ирина Ивановна МБДОУ "Детский сад № 97" г.Иваново

Конспект НОД по ручному труду в старшей группе. Тема: «Чудесные лапоточки» 20.10.2017

 Цель: выполнение детьми поделки способом прямого плетения из полос картона.

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Образовательные области в интеграции: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»

· Вызывать у детей интерес к укладу жизни, обычаям, традициям русского народа.

· Расширять знания детей о мастерах–обувщиках.

· Познакомить их с видами старинной обуви: материалом изготовления, назначением.

· Формировать умение детей выполнять поделку прямым плетением из полосок картона.

· Развивать у детей пространственные представления «над», «под».

· Развивать познавательные интересы детей.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

 «Художественно-эстетическое развитие»

· Формировать предпосылки к эстетическому восприятию окружающего мира.

· Развивать у детей самостоятельность к конструктивно-модельной деятельности.

· Продолжать развивать умение детей сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны и надрезать его полосками от линии сгиба.

· Формировать у детей элементарные навыки плетения коврика из картонных полос, способом продевания полосы «над» и «под» основой.

· Развивать творческую активность детей.

«Речевое развитие»

· Активизировать в речи обобщающее слово: «обувь»;

· Активизировать словарь детей через русские пословицы и заклички.

· Обогащать словарный запас путем введения слов: лапти, лыко, Русь.

· Развивать связную, монологическую и диалогическую речи.

«Социально-коммуникативное развитие»

· Формировать у детей основы нравственно-патриотического воспитания через знакомство с историей быта русского народа.

· Воспитывать уважение к труду и народным русским традициям.

· Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, умение работать парами, формирование адекватной самооценки.

· Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

«Физическое развитие»

· Развивать умение детей координировать слова с движениями;

· Развивать у детей мелкую моторику рук;

· Приучать детей действовать по сигналу, помогать друг другу.

Предшествующая работа: просмотр альбома «Как люди на Руси жили», чтение русских народных сказок «Пузырь, Соломенка и Лапоть», «Лиса и лапоть».

Материал и оборудование: клубок красных ниток, лапти, сундучок, ноутбук, мультипликационный фильм «Чудесные лапоточки», аудиозапись русской народной песни «Во деревне то было в Ольховке», заготовки подошв лаптей из картона (15х20 см), полосы картона (2х20 см) по 5 шт. на ребенка, ножницы, клей, кисти, подставки для кистей, салфетки.

Ход НОД

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путь-дорогу дальнюю, в Русь Великую, в старину глубокую. Путь нелегкий, дальний. А найти дорогу нам поможет один волшебный предмет, путеводный клубок.За этим клубкоммы с вами и пойдём. Там, где он остановится,встретятся нам разные диковинки.

-Покажи, клубок, дорожку

Нам к чудесному порожку.

Обещаем не лениться

И чему-то научиться.

Воспитатель катит клубок. Клубок останавливается у сундучка. В сундучке лежат лапти.

18d6a61acba3628ae8ad636925d35cf8.jpg

a4ea36752b592ff0ce94160fa1bbf6da.jpg

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что это такое?

Ответы детей: это лапти.

Воспитатель: Правильно. Это лапти. А для чего они нужны?

Дети: это обувь, их одевают на ноги.

Воспитатель: ребята, а из вас кто-нибудь носит лапти?

Дети: нет, их раньше носили.

Воспитатель: Все правильно. Лапти- это русская народная обувь. Лапти плели и носили в далекие времена на Руси. Ходили в лаптях деревенские жители. Плели лапти сами из липового лыка.  Как вы думаете, долго ли служили лапти?

Дети: нет.

Воспитатель: да. Лапти снашивались быстро, особенно летом. Потому что, материал, из которого они сделаны не такой прочный как кожа. Но в русских деревнях люди жили не богато и не могли себе позволить носить кожаную обувь.

Ребята, какие вы знаете сказки про лапти?

Дети: «Пузырь, Соломенка и Лапоть», «Лиса и лапоть».

Воспитатель: Молодцы, знаете сказки про лапти. Ребята, посмотрите наш клубочек просится в путь. Посмотрим куда он нас поведет.

Воспитатель кидает клубок. Клубочек катится к стульям.

Воспитатель: ребята, клубочек нас привел к волшебному ящичку. Кто знает, что это за ящик такой?

Дети: это ноутбук!

Воспитатель: Какие вы современные. Сейчас он вам покажет еще одну сказку про лапти. Называется сказка «Чудесные лапоточки».

Дети садятся и смотрят мультфильм.

14762fb2c47a5a9e5cb46779395644dc.jpg

Воспитатель: Понравился вам мультфильм?

Дети: Да.

Воспитатель:

1.  Как называлась сказка, которую мы смотрели? (Чудесные лапоточки);
2. Что случилось с мужиками, которые бес спросу взяли лапти? (Мужики в лаптях быстро бежали, не могли остановиться)

3. За что было стыдно Ивану и Акиму? (Взяли чужое без разрешения)
4. Почему старичок в лаптях не бежал, а шёл спокойно? (Потому, что он их сам сплёл, они его и слушались);
5. Чему учит эта сказка? (Что брат чужое нельзя);
6. Понравилась ли вам сказка? Почему?

Подвижная игра

Воспитатель: Опять клубочек хочет нас куда-то отвести.

Клубочек катится на свободное место в группе, где лежит лапоть.

Воспитатель: Молодец, клубочек! Он предлагает нам поиграть.

Клубочек передается из рук в руки под музыку.

На ком музыка остановится, тот выходит и садится в кругу.

36f682073198d33fadecf8aa35e1b4ae.jpg

6bc7bc8fd95d1856030d8818e6f57fac.jpg

Воспитатель: Мы с вами в начале пути обещали клубочку чему-то научиться. Пришло время почувствовать себя мастерами плетения лаптей.

Воспитатель просит детей пройти в мастерскую (к столам), где лежит все необходимое для выполнения задания. На столах лежат «подошвы» для лаптей и полоски картона.  

Показ способов работы.

Воспитатель демонстрирует образцы. Напоминает, как надо сложить заготовку картона пополам и надрезать его на полоски от линии сгиба. Это будет основа. Показывает способ плетения через одну полоску и как нужно концами ножниц аккуратно подвигать полоски к краю основы, чтобы они лежали плотно друг к другу, и приклеивать края, чтобы полоски не выпадали из коврика. 

Воспитатель напоминает технику безопасности при работе с ножницами:

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И держа за острый край,

Другу не передавай

Самостоятельная работа детей:

Дети делятся на пары.

Воспитатель: прежде чем мы начнем выполнять плетение, надо подготовить наши пальчики к труду.

Пальчиковая гимнастика.

Хвать

Лапоть, лапоть, лапоток, (Руки перед грудью ладонями от себя.

Забежал он под мосток, Сгибать и разгибать пальцы.)

Хочет рыбку он поймать,

Где тут рыбки? Хвать!

Дети приступают к выполнению поделки.

548c401e3658b6eda8e3ef5a0de52129.jpg

d1cb2c4987786d91af4317b9aa4e6477.jpg

614e4508690ebcf96a84068be9921605.jpg

a5182c12489a3f6ee24830b4514a777a.jpg

c70f05d6478d0d61fbd35bab58b657d9.jpg

Воспитатель: В старину в мастерской молча не работали, шутки шутили, песни пели.

Работу выполняют под русскую народную мелодию.

Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, у которых возникают затруднения при выполнении работы.

Итог.

Воспитатель: Эй! Молодцы и девицы! Что сидите? А плясать вы не хотите?

Пляши, Матвей, не жалей лаптей,

Тятька лыка надерёт,

Лапти новые сплетёт.

(Звучит русская народная плясовая) Воспитатель предлагает детям поплясать.

Воспитатель: Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки».

Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали и славно потрудились! Сделал дело – гуляй смело!

Пойдем и полюбуемся все вместе на свою работу (готовые работы по парам раскладываем на полу)

Давайте, ребятки, встанем парами, с кем вы работали, и поблагодарим друг друга за отличную работу, вы теперь мастера по плетению лаптей!

Ребятки, наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось или запомнилось в нашем путешествии? (ответы детей)

22 октября 2017 в 22:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.